Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 21.01.2022, 02:55

Персональный сайт учителя математики Крючкова Сергея Серг...

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [3]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Подготовка к ЕГЭ

 

Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию?

Предлагаем Вам, уважаемые учителя, некоторые рекомендации, которые

позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами:

•   Постарайтесь спокойнее отнестись к требованиям руководства по поводу подготовки и

проведения процедуры ЕГЭ. Ваш достаточный опыт работы в школе с различными категориями учеников является залогом Вашей успешной работы по подготовке

учащихся к ЕГЭ;

  • Регулярно  обменивайтесь   позитивным  опытом   с  коллегами   по  подготовке   Ваших
    учащихся к ЕГЭ;
  • Проявляйте интерес по поводу того, что именно волнует учащихся при подготовке к
    ЕГЭ. Старайтесь отвечать на эти вопросы;
  • Поддерживайте самооценку учащихся, отмечая каждое удачно выполненное задание;
  • Учите  детей   правильно   распределять   свое   время   в   процессе   подготовки   к   ЕГЭ,
    ориентируясь на индивидуальные особенности самого ребенка;
  • Используйте юмор во взаимодействии с учащимися. Это значительно снижает уровень
    тревожности и обеспечивает положительный эмоциональный комфорт;
  • Продумайте пути взаимодействия с родителями: чтобы вы могли бы сообща сделать в
    процессе подготовки к ЕГЭ, распределив ответственность между школой и семьей;
  • Познакомьте   учащихся   с   методикой   подготовки   к   ЕГЭ.   Обратите   внимание   на
    возможность составления карточек,  выписок по наиболее сложным темам,  которые
    могут содержать  ключевые  моменты теоретических положений,  основных формул,
    определений и т.п. Это поможет учащимся не только подготовиться, но и грамотно
    работать с текстами;
  • Посоветуйте   учащимся    и    их   родителям,    какими   дополнительными   источниками
    целесообразнее пользоваться с целью успешной сдачи ЕГЭ;
  • Уделяйте   должное    внимание    совместному    с   учащимися   деловому   обсуждению
    вопросов, связанных с правилами поведения во время процедуры ЕГЭ.

 

Психологические советы по индивидуальному подходу при подготовке к сдаче ЕГЭ

Учителям важно знать психологические особенности учащихся при подготовке их к ЕГЭ. Предлагаются психологические характеристики детей,  основные трудности, связанные с их особенностями и возникающие при сдаче ЕГЭ и возможные стратегии их поддержки.

  • Правополушарные дети

    Краткая психологическая характеристика:

  • богатое воображение;
  • хорошо развитое образное мышление;
  • прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения.
      Основные трудности, возникающие при сдаче ЕГЭ:
  • затруднения при необходимости четко логически мыслить;
  • трудно сосредоточиться на фактах и теоретических построениях;
  • деятельность прохождения тестирования левополушарна по своей сути.
    Стратегии поддержки:

 ■   необходимо задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры,
рисунки;

  •   возможно, им стоит начинать именно с заданий В и С, там, где требуется развернутый ответ.

 

  • Дети - синтетики

Краткая психологическая характеристика:

■ опираются в большей степени на общее, а не на частности;

  • мало времени уделяют деталям, потому что их интересуют общие взаимосвязи. Основные трудности:
  • трудности с анализом, выделением опорных моментов в информации, делением материала на смысловые
    блоки;

■ при сдаче ЕГЭ могут испытывать затруднения, связанные с необходимостью аналитической деятельности и
оперирования конкретными фактами.

Стратегии поддержки:

  • при изучении каждой темы следует ее обобщить, выделить основные боки и наполнять их конкретным
    материалом;
  • при работе с тестами синтетиков нужно ориентировать на выявление основного в каждом задании: что здесь
    является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь?
  • в начале работы с тестовым материалом стоит ознакомиться с материалом в целом: просмотреть имеющиеся
    задания, бегло ознакомиться с их содержанием. Это поможет им сориентироваться.
  • Тревожные дети

Краткая характеристика:

  • часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное;
  • задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, верно ли они его поняли;
  •   часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.

Основные трудности:

  • отсутствие эмоционального контакта со взрослым. Стратегии поддержки:
  • нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов;

■ создавать ситуацию успеха, поощрения, поддержания.

  • Неуверенные дети

Краткая характеристика:

  • не умеют опираться на собственное мнение, склонны прибегать к помощи других людей;
  • хорошо справляются с заданиями по образцу;
  • часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг,
    как они начинают работать.

Основные трудности:

■  необходимость опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельное решение.
Стратегии поддержки:

■  при работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций. Лучше предложить
выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение. («Как ты думаешь, с чего лучше
начинать: с простых или сложных заданий?»)

 

  • Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации

 Краткая характеристика:

  • обычно эти дети характеризуют как «невнимательных», «рассеянных»;
  • у таких детей часто неустойчивая работоспособность;
  • они могут часто отвлекаться.
    Основные трудности:
  • непроизвольные дети при общем высоком уровне могут нерационально использовать время. Стратегии поддержки:

■  важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства
(часы, линейка, указывающая нужную строку и т.д.).

  • Перфекционисты и «отличники»

Краткая психологическая характеристика:

  • высокая или очень высокая успеваемость;
  • ответственность, организованность, исполнительность;
  • перфекционисты очень чувствительны к похвале, для них характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка.

Основные трудности:

  • им нужно сделать все, причем безошибочно.

Стратегии поддержки:

  • помочь осознать разницу между «достаточным» и «превосходным»;
  • им необходимо понять, что для получения отличной оценки не необходимости выполнять все задания.
  • Астеничные дети

Краткая психологическая характеристика:

  • высокая утомляемость, истощаемость;
  • при утомляемости резко увеличивается количество ошибок.
    Основные трудности:
  • высокая вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости.
    Стратегии поддержки:
  • оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомился;
  • консультация у невролога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов.
  • Гипертимные дети

 

Краткая психологическая характеристика:

  • очень быстрые, энергичные, активные;
  • импульсивны, порой несдержанны;
  • склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности;
  • сниженная учебная мотивация.
    Основные трудности:
  • «слабое место» гипертимных детей - собранность, концентрация внимания, тщательность и аккуратность.
    Стратегии поддержки:

 

  • необходимо развивать навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки, самостоятельно
    проверить результаты выполнения задания;
  • необходимо создать у гипертимных детей ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот случай,
    когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты ЕГЭ,

 

 

 

 

 

  • Застревающие дети

Краткая психологическая характеристика:

  • они с трудом переключаются с одного задания на другое;

им требуется длительный ориентировочный период при выполнении каждого задания;

  • если их начинают торопить, темп их деятельности еще больше снижается.
    Основные трудности:
  • необходимо быстро переключаться с одного задания на другое;
  • актуализировать знания из различных разделов школьной программы

 

Стратегии поддержки:

  • научить ребенка пользоваться часами для того, чтобы определять время, необходимое для каждого задания
  • можно заранее определить, сколько времени следует отвести на каждое задание на экзамене.
  • Аудиалы и кинестетики

Краткая психологическая характеристика:

■  основная модальность восприятия: аудиальная (слуховая) и кинестетическая (тактильная).
Основные трудности:

■  ЕГЭ имеет исключительно визуальную форму. Это облегчает задачу для визуалов, одновременно
усложняя ее для аудиалов и кинестетиков.

Стратегии поддержки:

  • аудиалы могут воспользоваться речью, то есть очень тихо проговаривать задания вслух;
  • кинестетики могут помогать себе простыми движениями (например, подвигать ногами под столом)

 

Советы родителям:

Как помочь детям подготовиться к экзаменам

Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".

Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.

Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

Помогите детям распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться. Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

  • пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

  • внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до
    конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

  • если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

  • если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант. И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Советы выпускникам:

Как подготовиться к сдаче экзаменов

Подготовка к экзамену

  • Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, умагу, карандаши и т.п.

  • Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность, для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.

  • Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.

  • Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с ого материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.

  • Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

  • Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет оставления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

  • Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с инструкциями тестовых заданий. • Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).

  • Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

  • Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

    Накануне экзамена

  • Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи, о неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя, ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

  • пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь >пуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными милами.

  • < >ли в школе холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3 часа. Во время тестирования

     

  • начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будь внимателен!!! От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!

  • бланк ответов (область регистрации, сами ответы и пр.) ты заполняешь только печатными буквами! Обрати внимание на то, пишутся некоторые буквы, например, буква "а". Часть информации записывается в кодированной форме, которую тебе гут перед началом тестирования.

  • экзаменационные материалы состоят из трех частей: А, В, С:

  • в заданиях части А нужно выбрать правильный ответ из нескольких предлагаемых вариантов. В первой части бланков ответов с заголовком "Номера заданий с выбором ответа из предложенных вариантов" ты должен под номером задания пометить знаком "X" ту клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного ответа.

  • в заданиях части В ответ дается в виде одного слова или числа. В бланке ответов для таких заданий есть поля с заголовком "Краткие ответы на задания без вариантов ответа для выбора", куда ты аккуратно вписываешь свой ответ (слово или число) рядом с номером задания (печатными буквами). Запись формул или математических выражений, каких-либо словесных заголовков или комментариев не допускается.

  • в заданиях части С дается развернутый ответ в виде решения задачи или краткого рассказа, которые записываются на отдельном бланке. Очень важно переписать в специальное поле в правом верхнем углу указанного бланка индивидуальный номер основного бланка ответов (розового цвета). При этом никакие дополнительные сведения о вас (фамилия, имя, класс) не пишутся.

  • Исправления в бланке ответов крайне нежелательны. Если все-таки исправления неизбежны, то помни, что их можно делать только в заданиях типа А, используя резервные поля с заголовком "Отмена ошибочных меток". Исправления делаются только по инструкции организаторов. Количество допускаемых исправлений - не больше шести. В процедуре заполнения бланков возможны некоторые изменения, о которых вас обязательно проинформируют.

  • При получении результатов тестирования ты имеешь право ознакомиться с проверенной работой и, если не согласен с оценкой, можешь подать апелляцию (в течение 3 дней после объявления результата) в конфликтную комиссию. Приведем несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования.

  • Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

  • Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

  • Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

  • Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

  • Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки.

  • Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном - двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).

  • Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").

  • Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

  • Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

  • Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

     

Категория: Мои статьи | Добавил: ssk40r (28.12.2016)
Просмотров: 388 | Теги: Подготовка к ЕГЭ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • База знаний uCoz

  • Copyright MyCorp © 2022
    uCoz